8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Рамы со стёклами и картины на стекле

Использование стекольных полотен в качестве оконных вставок было известно еще со времен римлян. Однако изготовление больших прозрачных стёкол было технически не доступно даже мастерам Средневековья. Они нашли выход в том, что использовали небольшие по размерам и разнящиеся по цветам стекла, соединённые свинцовыми перемычками; в результате выходило узорчатое мозаичное стекло.


Первые узоры, преимущественно геометрические, были заимствованы из текстильных орнаментов. Фигурные сцены, чаще из Ветхого и Нового Завета, стали использоваться позже. Ограниченные небольшими красочными возможностями мастера-стеклоделы поначалу глазуровали фоновое стекло стеклом, окрашенным в другой цвет. Выбранный для декора рисунок маркировали шварцлотом на основе меди.


Родиной цветной обшивки окон и живописи на стекле была Франция. Самым ранним примером являются витражи монастыря в Сан-Реми. Эпоха расцвета французского витражного искусства пришлась на XIII столетие, когда громадные окна кафедральных соборов решительно напрашивались на сложные фигурные заполнения. В XV веке палитра обогатилась жёлтым цветом, а в следующем столетии красочные возможности стали настолько широки, что стекло, окрашенное гутным способом, почти перестали использовать.


В эпоху Ренессанса стремление к натуралистическому изображению привело к так называемой кабинетной живописи. Художник всю сцену писал красками, закрепляя их потом обжигом. В этом отношении особо показательны швейцарские витражи, когда в целые площади, состоящие из кругообразных прозрачных оконцев, набирались небольшие куски стекла главным образом с фигурными и геральдическими мотивами. В XVII веке вместо круглых окончин стали применять шестиугольные, и в это же время стали стеклить окна прямоугольными полотнами. Их выделка состояла в том, что в продольном направлении разрезали стеклянный цилиндр и потом заготовку растягивали.


Рисованные на стекле картины имеют восточное происхождение. Их зачатки в Европе можно рассмотреть в тех стёклах с росписью на обратной стороне, которые закладывали в стенную поверхность больших храмов. Позднее они использовались в качестве филенок для денежных шкатулок, мебельных вещей и др. Что же касается свободно висящих стеклянных картин, то их в XV столетии стали изготавливать венецианцы, а расцвет этого искусства пришёлся на рубеж XVII/XVIII веков, когда на стекло стали переносить сюжеты современных той эпохе гравюр. Наибольшего распространения свободно висящие стеклянные картины достигли в конце XVIII – начале XIX века, особенно в виде так называемых народных изображений на стекле, которые служили культовым целям.