8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Живопись XX века

Начало XX века отмечено переворотом в искусстве – появлением авангарда. Для новых имён создание эпатированных произведений вопреки принятому эстетическому вкусу, никак не соотносящимися с общими представлениями об искусстве, было своеобразным способом завоевания известности. Индивидуальность работ художников-авангардистов утверждалась на отрицании, сопряжённым со скандалом.


Мастера, развивавшие декоративные открытия постимпрессионизма, получили название «фовистов» («диких»). Они писали широкими пятнами открытого цвета, активно добиваясь декоративного звучания полотен, пренебрегая рисунком и впечатлением от натуры. Основные художники этой группы (Андре Дерен, Альбер Марке, Анри Матисс) впоследствии развивались по-разному.


Другие стороны постимпрессионизма развивал кубизм. Здесь внимание сосредотачивалось на построении активной композиционной структуры за счёт деформации. Кубисты «ломали» предмет, заостряли его грани с целью активизации картинной плоскости. Полотно будущей работы обрабатывалась не только краской, но и другими материалами, например, художники этого направления считали возможным использование песка или других предметов, прикрепляемых к нарисованному предмету (скажем, на изображение бутылки наклеивалась вполне себе реальная этикетка, призванная подчеркнуть «вещность» самой картины).


Итальянские футуристы добавили к открытиям французских кубистов тему движения, передавая динамику современной жизни. Немецкие экспрессионисты постарались деформацией изображения добиться не формальной цели – «вещности картины», а выразить душевные переживания.


Однако, человеческие чувства оказалось возможным передать и без деформации, иллюзорно изображая видимую действительность. «Новая вещественность», пришедшая на смену экспрессионизму, делала акцент на точном воспроизведении натуры, при этом неся в себе ощущение нереального, жуткого, бесчеловечного мира. Так футуризм и динамика остались в прошлом, сменившись статикой, где предмет больше не «разламывался» и не умножался в изображении, а «овеществлялся» настолько, что люди превращались в манекены, пространство – в безжизненную пустоту, а растения – в муляжи; и создавалось впечатление нереальности изображённого.


Сюрреалистам удавалось добиться ощущения фантастичности создаваемых образов, их неестественных сочетаний при самой тщательной фотографической иллюзии. Видения, исходящие из глубин сознания, они провозгласили сверхреальностью, достойной изображения, где художник, по их мнению, и обретал подлинную творческую свободу.


В период между двумя мировыми войнами авангард стал официальным салонным искусством, подучившим широкое признание и коммерческий успех. Реакцией на авангард в искусстве, его отрицанием стало усиление неоклассики в 30-х годах XX века. Особое развитие эта тенденция получила в Германии и Италии в период между мировыми войнами. Так в нацистской Германии авангард был объявлен «дегенеративным искусством», поощрялось же консервативное искусство академического типа.


После Второй мировой войны господствующее положение в западноевропейском искусстве стало занимать политическое, идеологическое влияние США. Превознесение свободы, индивидуальности и новизны вело искусство к полному отказу от ориентации на художественное наследие, к быстрой смене течений, ведущей всё дальше от классических традиций.


Сопротивление американской культурной экспансии было особенно заметным в Италии послевоенного десятилетия. Здесь новое течение, посвященное трудностям реальной жизни, получило название «неореализма». Аналогичные явления можно было наблюдать и в культуре Франции. Но влияние американской идеологии, заокеанской массовой культуры приводило к тому, что и в высоко культурных западноевропейских странах в искусстве стали преобладать течения, дублирующие американские аналоги. Художники 60-70-х годов попытались вернуть искусству изобразительность, но в изображении допускали имитации (фото, слайд и т.п.), фиксировавшие видимое со всеми его случайностями. Такая тенденция могла смыкаться с поп-артом, когда демонстрировались не сами вещи, а их муляжи, выполненные нарочито «нехудожественно».


Постмодернизм 80-90-х годов представлял собой эклектическую игру, соединение авангарда XX столетия с внешними приемами и стилями минувших веков, их своеобразными пародиями.


Развитие искусства в «авангардном» направлении на протяжении XX века привело к тому, что в западноевропейском искусстве утратилась традиционная художественная школа, культура изображения.