8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Коллекционирование восточных ковров

Конец XIX века в Европе ознаменовался целым рядом мероприятий (выставки, салоны, экспозиции), посвященных восточному искусству. Разумеется, что пытливый взгляд посетителей этих мероприятий не обошёл стороной такой предмет интерьера, как ковры, популярность которых после этого стала только расти.


До определённого момента торговцам удавалось удовлетворять покупательский спрос: скупка у владельцев на дому, поездки в крупные центры и регионы, специализировавшиеся на производстве ковров, экспедиции в отдалённые районы, когда прежние источники перестали справляться с требующимися объёмами. Окраинные регионы, как правило, были экономически более отсталыми, а население здесь не имело никаких представлений о стоимости ковров и о критериях её оценки, поэтому торговцы скупали их по очень низким ценам.


Однако ситуация складывалась таким образом, что агенты оказались не способны удовлетворить растущий спрос и стали скупать уже не только хорошо сохранившиеся экземпляры, но и восстановленные и даже ковры с повреждениями.


Такая «ковровая» лихорадка, мода на их коллекционирование определила во многом появление массового производства этого вида продукции; что, в свою очередь, влияло на качество техники и узора ковра.


Повышение жизненного уровня народов Востока, увеличение стоимости ручного труда и превращение его в эксклюзивный продукт объясняли рост цен на ковры. После завершения Второй мировой войны главными центрами торговли коврами в Европе были Лондон, Гамбург, Цюрих и Стокгольм, в России – тогда еще Ленинград, где были представлены преимущественно русские и кавказские ковры.


К покупке исключительного и дорогостоящего экземпляра стоит подходить весьма аккуратно. Первое, что следует сделать – это правильно выбрать продавца, желательно проверенного и солидного, имеющего безупречную репутацию в своей сфере. Второй вариант – приобретение на аукционе, от покупки по случаю или с рук у неизвестного торговца лучше отказаться. Предлагаемый к покупке вариант следует хорошо рассмотреть при качественном освещении, нужно обратить внимание на состояние ворса, качество материала, способ тканья и узор. Следует оценить плотность ковра (по количеству узлов на один см², правильность вязки, способ обработки ворса (сожженный химически ворс не такой густой). Сильный износ ковра часто влияет на его форму. Качество ковра, ворса в частности, можно проверить, сильно надавив на него и осуществив поворот во время нажима, – ковёр не должен хрустеть, лопаться, а ворс должен быстро восстановить форму. Обратную сторону ковра также следует тщательно исследовать, например, на предмет реставраций и заделок.


Старые ковры чаще дороже новых. И такое приобретение требует особого ухода; купленный для коллекции он уже не должен лежать на полу. Ковёр требует восстановления (по необходимости), индивидуального обслуживания и размещения специальным образом на стене, с равномерной нагрузкой, предотвращающей деформации и вытягивание.