8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Семь свободных искусств

Группа Семи свободных искусств сложилась еще в Древнем Риме; в V веке их увековечил автор аллегорического текста «О браке Филологии и Меркурия». В Средние века и эпоху Ренессанса свободные искусства лежали в основе хорошего образования.


Семь свободных искусств делятся на тривиум (лат. «три дороги»: грамматика, логика или диалектика и риторика) и квадривиум (лат. «четыре дороги»: геометрия, арифметика, астрономия и музыка).


На картинах Семь свободных искусств изображают в виде женских фигур, часто в сопровождении матери – Философии. Каждое из искусств также могло символизировать историческое лицо или соответствующий атрибут.


Так, например, грамматика (тривиум) часто изображалась в виде женщины, наставляющей своих учеников. Причём для закрепления урока она использовала хлыст или розгу. Но также она могла изображаться в виде женщины, поливающей цветы. Это свободное искусство олицетворяли такие персоналии, как древние грамматисты Присциан или Донатус.


Астрономия (квадривиум) могла быть представлена в виде женщины, держащей в руках небесную сферу и глобус звёздного неба. Другие атрибуты Астрономии – циркуль, секстант и астролябия. Это свободное искусство символизировал древнегреческий учёный Клавдий Птолемей.


Атрибутом женского воплощения Арифметики (квадривиум) и символом этого предмета выступала табличка или свиток, исписанные цифрами, абак или линейка. В живописи и скульптуре это искусство представлял известный математик Пифагор.


Музыка (квадривиум) обычно изображалась в виде женщины с лютней или арфой в руках. Другим её атрибутом читался лебедь. Персоналией, олицетворявшей это свободное искусство, был Пифагор или потомок Каина – Тубал-Каин.