8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Фландрийская мебель XVII века

Раньше всего барокко проникло во внутренние интерьеры домов во Фландрии. Ярким доказательством тому служит антверпенский дом Питера Пауля Рубенса, возведенный в 1613 году.


Поначалу мебель раннего барокко мало чем отличалась от мебели эпохи позднего итальянского Возрождения. Специфическим признаком барочных мебельных форм были большие составные части, образовывавшие в итоге задуманную конструкцию.  Вместо мелких элементов появились главные части, крупного размера и способные акцентировать внимание зрителя. На смену точеным балясовидным ножкам у столов, кресел-тронов и стульев пришли витые; высокие резные спинки для удобства сидящего стали снабжаться мягкими набивными подушками.


В связи с произошедшими в XVII столетии культурными изменениями в обиход обывателей тех времен вошёл целый ряд новых предметов. Проявляющаяся дифференциация между дворцовой и придворной итальянской мебелью и мебелью фламандкой буржуазии и богатого купечества стала более явной.


Местные мастера мебельщики всё также изготавливали огромные дубовые шкафы с распашными дверцами, поставцы с пилястрами и консолями, снабжали предметы объёмными выдвижными ящиками, украшали мебель львиными маскаронами и снабжали ножки декоративным завершением «лапа на шаре». Широкое распространение в это время получили витые колонны с квадратными или прямоугольными замками в местах соединения отдельных частей конструкции. Края столешниц и подстолья украшались резьбой.


Что касается обивок, то в эпоху барокко широкое распространение получили ткани с бахромой и декоративной отделкой. Изменившийся крой одежды, сделавший её более объемной и свободной, потребовал увеличения сидений у стульев и кресел. Теперь эти роскошные мебельные формы отделывались текстилем. Обивка крепилась в кромках спинки и локотников и по всей обвязи сидения с помощью близко расположенных гвоздиков с крупными круглыми шляпками, образовывавшими непрерывающуюся декоративную цепочку.


До середины XVII века конструкции и членение мебели подчинялось геометрическим (прямоугольным) формам с острыми ребрами. Во второй половине столетия в них стали проступать более подвижные формы, элементы и линии. Филенки массивных двухъярусных шкафов получили более сложное дробное членение. Такие шкафы теперь всегда имели роскошный резной фриз и нависающий профилированный карниз. Места соединения отдельных частей и элементов конструкции предусмотрительно маскировались объемными львиными маскаронами с металлическими кнокерами во рту.


Роскошные итальянские кабинеты-бюро получили во Фландрии более скромные и спокойные формы. Установленные на подставках с высокими точеными ножками эти предметы снабжались в основании выдвижным ящиком, который мог выполнять и роль пюпитра.  В верхней части, за парой распашных дверец, украшенных фасонными столярными филенками, располагались наборы ящичков и полок.


Фландрия в XVII веке оказала большое влияние на формообразование голландской и северогерманской мебели.