8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Символические аллюзии на жизнь и смерть в искусстве

Хотя символические аллюзии на жизнь и смерть можно найти на многих полотнах, эти темы всё-таки являются центральными для двух типов аллегорий: тех, что представляют разные этапы жизни человека, и тех, что отражают быстротечность жизни и бесполезность мирских богатств.


Краткость земного существования воплощается на иллюстрациях к вехам человеческой жизни (от младенчества через зрелость к старости) и также является главным посланием, заложенным в картинах жанра «Vanitas» (с лат. – «суета сует», «пустота»), чрезвычайно популярных в Европе XVII века.


Период рождения и детства передавался через образ яйца. Поскольку птичье яйцо фактически кормит растущего в нем птенца, его отождествляли с женской утробой. Таким образом яйцо символизировало плодородие, новую жизнь, рождение и детей. Начальная стадия жизни также могла передаваться через образы младенцев или детёнышей животных, через весенние цветы.


Юность всегда была временем ухаживаний. Поскольку в прежние времена заключение брака имело важное династическое значение, люди часто заказывали картины, чтобы способствовать предложению руки и сердца или отметить согласие. В искусстве Ренессанса символом помолвки выступала гвоздика.


Если образ яйца отождествлялся с детством и детьми, то неудивительно, что воркующие птицы в европейском искусстве обозначали будущих родителей. Когда подразумевалась романтическая любовь, обычно изображали пару белых голубей, поскольку они считались священными птицами Афродиты/Венеры, греко-римской богини любви.


Символом старости часто выступала клюка. На картинах «Vanitas» встречаются песочные часы, которые словно говорят о том, что песок времени скоро иссякнет. В качестве символов неизбежной смерти выступали и другие виды хронометров: тающие или потухающие свечи, черепа, скелеты и пустые раковины.