8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

С чего всё начиналось: Карл Фаберже

Редкое издание Бедекера «Россия», выпущенное в 1914 году, предусмотрительно обеспечивало гостей Северной столицы краткой информацией о культурных благах города еще до того, как они предпринимали попытку знакомства с ним посредством насыщенной пешей экскурсии, освещающей исторические и культурные аспекты наряду с коммерческой стороной жизни города. В дополнение к списку отелей, ресторанов, трамвайных линий, пароходов, бань, клубов и салонов, банков, церквей, театров и прочих мест проведения досуга путеводитель предлагал на выбор перечень магазинов с товарами общего потребления, такими как: книги, обувь, сигареты, кондитерские изделия, меха, карты, газеты, фарфор, чай и прочее. Само собой разумеется, что в приведенный в Бедекере список также были включены и мастерские ювелиров вместе с их адресами как по фешенебельному Невскому проспекту, так и по не менее развитой Морской улице, за тем исключением, что сейчас они не известны никому, кроме поклонников последнего периода в истории существования царской России. Беспристрастность путеводителя не дает даже и намека на то, что фирма Фаберже занимала какое-то особое место и пользовалась расположением не только у города, но и у высочайшего двора, и у нации в целом, и, если уж справедливо говорить, у всей Европы и даже мира. Сейчас, спустя значительное время, имя Фаберже стало уже вполне обыденным и известным практически всем без исключения.


Известность бренда выходит далеко за пределы всего того, что было написано о фирме и её основателе – Петере Карле (Густавовиче) Фаберже, которому посвящено в действительности не так уж много книг, зато не сосчитать то количество раз, когда творения его ювелирного гения становились достоянием общественности и восхищали зрителей своей непревзойденной исключительностью как, например, коллекция Лилиан Томас Пратт («Яйцо с вращающимися миниатюрами», «Пеликан», «Петр Великий», «Царевич», «Красный крест с портретами»), находящаяся в открытой части экспозиции Виргинского Музея изобразительных искусств в Ричмонде, или пара пасхальных яиц – в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе («Гатчинский дворец», «Яйцо с решеткой и розами»).  Из всех американских городов первым лицезреть творения Фаберже удостоился Нью-Йорк, когда в 1929 году в рамках общественной выставки Арманд Хаммер продемонстрировал сокровища, привезенные им по окончании гуманитарной миссии из России. Вновь стать ведущим центром, в котором можно полюбоваться на изделия дома Фаберже, Нью-Йорк смог в 1962 году, когда в музее Метрополитен стала экспонироваться коллекция, принадлежавшая известному коллекционеру антиквариата Кристи Лансдейлу и насчитывавшая 175 предметов.


Когда Бедекер «Россия» был издан, Карл Фаберже все еще являлся главой фирмы на Морской, 24, которая находилась тогда на пике своего успеха. Гораздо ранее он принялся за новое направление своей деятельности и стал удачно его развивать, эти изделия, выставляемые наряду с другими его творениями в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, Фаберже называл не иначе как «объекты фантазии». Северная художественно-промышленная выставка 1897 года принесла ему звание Поставщика его Величества Короля Шведского и Норвежского. В начале нового столетия у дома Фаберже уже имелись прочные связи с Индией и Китаем, а сам Карл Густавович посещал Сиам с целью получения заказов от высочайшего двора. На каждой крупной выставке, в которой он принимал участие после 1885 года, изделия фирмы выставлялись вне конкурса, а сам мастер выступал в качестве члена жюри. Участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года принесло Фаберже такую награду, как орден Почетного легиона.  Неудивительно, что в 1907 году Барон Армин Евгеньевич фон Фёлькерзам, являвшийся старшим хранителем Отделения драгоценностей Императорского Эрмитажа, в своей инвентарной ведомости Царской коллекции ювелирных изделий записал, что изделия Фаберже – «одни из самых величайших и известнейших во всем мире». Признание гения и авторитета Фаберже в области ювелирного дела набирало обороты пропорционально росту и развитию его дела: открывались филиалы в Москве (1887 г.), Одессе (1890 г.), Киеве (1905 г.); Лондонское отделение, основанное в 1903 году, стало в 1906 году самостоятельным и полноценным представительством. Стоит упомянуть, что Карл Фаберже возглавил дело отца в 1870 году, будучи в возрасте 24 лет. Фирма, основанная Густавом Фаберже и выросшая из магазинчика на Морской улице, теперь объединяла множество мастеров, подмастерьев и ассистентов, работавших на одного общего владельца, а не самостоятельно, как это было ранее. Устроенное таким образом предприятие достигло вершины своего развития под управлением Карла Густавовича, который добавил в ассортимент серебряные и резные изделия, что в значительной степени повлияло на расширение ювелирного производства. Контроль и организационные процессы находились в руках самого Карла Фаберже, но при решении различных вопросов он советовался с младшим братом Агафоном, наиталантливейшим дизайнером, и сыновьями Александром, Агафоном, Евгением и Николаем, которые присоединились к фирме, когда стали достаточно взрослыми.


Петербургское производство к 1900 году стало настолько обширным, что пространства прежнего магазина уже не хватало, и было принято решение о переезде в более просторное помещение, но на той же улице. За исключением мастерской серебряника Юлия Раппопорта, большая часть ремесленников и рабочих была размещена в новом здании, вместе с дизайнерской мастерской. Теперь здесь вместе работали мастера-золотари, возглавляемые Эриком Коллином, Августом Хольмингом и Михаилом Перхиным (которого после смерти заменил Генрик Вигстрем), мастера ювелирных украшений под руководством Августа Холмстрёма и Альфреда Тилемана, мастера-эмальеры во главе с Александром Петровым и Василием Бойцовым, а также мастера органочных работ под контролем Карла Верфеля. Все мастера имели целый штат подмастерьев и ассистентов, а общая численность рабочих, работавших на фирму, насчитывала около 500 человек.


Изделия из серебра, особенно большие столовые наборы, представляли значительную часть производства фирмы, ювелирные украшения, разумеется, были не менее важны. Об этом больше свидетельствуют записи заказов, поступавших Фаберже, нежели сами изделия. «Объекты фантазии», дошедшие до нас в большом количестве, являются исчерпывающим доказательством не только мастерства и виртуозного технического исполнения, но и качества изделий, что в совокупности и делает шедевры Фаберже шедеврами и объясняет их высокую популярность не только во времена современников Маэстро, но и в наше время.


Первая Мировая война оказала влияние на все сферы жизни общества, коснулась она и фирмы Фаберже. Многих мастеров, включая самых лучших, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма, продолжавшая производить свой обычный ассортимент, должна была работать и на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств. После Октябрьского переворота фирма Карла Густавовича Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже – царскую семью, и само предприятие, владелец которого покинул Родину в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.