8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Техники и приёмы изготовления художественного стекла «Schneider»

Значительное влияние на процессы стекольного производства, особенно в XIX веке, оказывало ускорение процессов индустриализации и автоматизация производственных процессов, которые значительно упрощались за счёт технических инноваций и лучшей организации труда. Но не стоит забывать о творческих заслугах художников, ловкости стеклодувов и граверов, которые были основополагающими моментами при изготовлении изделия. Так продукция мануфактур, не обладавших талантливыми кадрами в лице декораторов и креативных директоров, не могла похвастаться выдающимися художественными качествами и индивидуальностью.


Все изделия мануфактуры «Schneider», за редким исключением, выдувались свободно, а не в форму. Здесь многое зависело от опыта, умений и таланта стеклодува, который, работая без формы, ориентировался на данные по размерам, декору цветам и проч. В результате каждое изделие серии несло на себе отпечаток мастера, который его создал. Даже две вазы одного размера, созданные по одним заданным параметрам, будут отличаться по форме, интенсивности цвета и распределению стеклянной массы. Поэтому каждый предмет мануфактуры «Schneider» уникален.


После 1918 года доставка цветного сырья из Богемии стала практически невыполнимой задачей; Шарль Шнайдер первым среди конкурентов понял важность производства собственного цветного стекла. Мануфактура стала сама производить базовое бесцветное и цветное стекло. На мануфактуре существовала своя химическая лаборатория во главе с химиком М. Бабилем. Образцами для исследования и воспроизведения служило привозное богемское стекло, которое тщательно изучалось. Здесь, в лаборатории, велись работы по расширению цветовой палитры, создавались новые цвета и оттенки. Эта исследовательская и аналитическая работа была ежедневной вплоть до 1931 года, когда были остановлены печи. Наличие собственных стеклянных пудр позволяло мануфактуре не зависеть от поставщиков и было выгодно в экономическом плане. В этой лаборатории были созданы эксклюзивные цвета, ставшие фирменными цветами предприятия.


Визитной карточкой мануфактуры была техника распределения стеклянной пудры между бесцветными слоями, что позволяло создавать бесчисленные цветовые вариации, имитирующие нефрит, яшму, панцирь черепахи, мрамор. Эту технику в своём производстве широко применяли братья Дом. Шарль Шнайдер позаимствовал у них термин «нефритовое стекло» для именования изделий с применением цветных пудр, но, следует заметить, он усовершенствовал и развил эту технику. Техника стеклянных пудр, в которой мануфактура «Schneider» не знала себе равных, позволяла добиться необычайного многообразия оттенков, глубина которых достигалась за счет наложения нескольких слоёв бесцветного стекла. Братья Шнайдер часто использовали не только межслойные включения стеклянной пудры или крошки, но и кусочки стекла определённой формы, а также технику маркетри.


Для обработки изделий «Schneider» широко использовалась плавиковая кислота, от концентрации и времени воздействия которой зависела глубина рисунка и текстура стеклянной поверхности. Однако, эта техника была весьма опасна и токсична из-за выделяемых кислотой газов.


Гравировальные инструменты, в частности, гравировальная игла, применялись для выделения деталей декора в линии «Le Verre Français» перед полировкой изделий. Гравировка колесом, напротив, зачастую использовалась для предметов из линии «Schneider» как для серийных, так и для единичных экземпляров. Стекло обрабатывались медными колёсиками разных размеров в зависимости от задач, которые нужно было достичь.