8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Польский фарфор «Кшиштоф»

Фарфоровое производство в Валбжихе началось с открытия в 1820 году небольшой фабрики. Её основал Е. А. Рауш, ткач по профессии. Он выпускал столовую посуду и рекламировал её как «гигиеничный фарфор», имея ввиду, что она гигиеничнее, чем используемая в то время деревянная или оловянная посуда. Другая, тоже небольшая фабрика возникла по инициативе Хайна в 1829 году.  Однако успешным развитием обе фабрики были обязаны не своим основателям, а Карлу Кристеру, которого по праву можно назвать пионером фарфорового производства в Валбжихе.


По образованию Кристер был художником-керамиком, стажировался на немецких, французских, венгерских и швейцарских фабриках фарфора. В Валбжих он приехал в 1823 году уже как опытный специалист. Сперва Кристер руководил небольшой фабрикой Рауша, а потом и фабрикой Хайна. Благодаря хорошим знаниям отрасли и незаурядным организаторским способностям Кристер сумел взять в аренду обе фабрики. С 1831 года он стал подписывать изделия своей фамилией, хотя тогда фабрики ему еще не принадлежали. Именно этот год считается началом существования его фирмы. Кристер присоединил первую букву своей фамилии к фабричному клейму (KPM – Кристеровская фарфоровая мануфактура), и это делало клеймо почти идентичным клейму Берлинской фабрики. Изделия Кристера были такого хорошего качества, что не уступали берлинским.


После смерти Кристера в 1869 году фабрика перешла к одному из его наследников – Роберту Хеншке, а потом к его сыну – Альберту Хеншке. В 1920 году фабрики стали акционерной компанией, а в следующем году вошли в концерн Розенталя. На деятельность фабрики отрицательно повлиял кризис 30-х годов, тогда производство сильно сократилось. Но фабрика пережила этот сложный период, а в 1937 году смогла провести модернизацию производства. В таком состоянии фабрика дожила до перехода земель в польское владение.


В течение всего своего существования фабрика производила большей частью обеденные сервизы и сервизы для завтраков. Такой узкий профиль продукции позволил поддерживать высокое качество изделий, пользовавшихся большим спросом у покупателей.  Техникой декорирования была калькомания, вручную расписывали только заказные сервизы.


В 1945 году, уже после Второй мировой войны, фабрика возобновила производство уже как польская фабрика фарфора «Кшиштоф». Сначала это было небольшое предприятие. Первое время придерживались немецких образцов и изделия маркировались по-старому «KPM», но с добавлением «сделано в Польше». Уже в 50-е годы фабрика начала вырабатывать собственный стиль. Создание фабричной модельной мастерской позволило вводить в производство новые формы, у каждой из которых было несколько вариантов, отличающихся разной росписью.


Фабрика «Кшиштоф» ввела в производство открытую в 1968 году в Польше новую фарфоровую массу, позволяющую изготавливать изделия с прозрачностью и белизной, прежде невозможными. С 1955 года фабрика стала выпускать фарфоровые фигурки, декорированные упрощенными рисунками и сдержанной росписью.


До конца XIX века изделия Кристера маркировались подглазурно буквенными сочетаниями «KPM», иногда «CKM», «KPF», «KPMW», с гербом Валбжиха «Дерево» или с короной. С 1840 года над знаком «KPM» ставили черточку на буквой «P», что делало его похожим на изделия Королевской мануфактуры в Берлине и Мейсене. Возможно, это действие было преднамеренным, связанным с коммерческими целями.


В 1946 году к клейму стали добавлять надпись «Made in Poland», а с 1952 года изделия маркировали уже печатной буквой «W» и надписью «Wawel».