8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Императорская фабрика фарфора в Санкт-Петербурге

Инициатива основания собственной российской мануфактуры фарфора исходила ещё от императора Петра I. Здесь играли роль как амбиции, так и экономические выгоды, которые бы принесли пользу экономике страны. В 1718 году В Россию пригласили Эггебрехта, сподвижника Тширнхауза. Также пробовали разгадать секреты производства фарфора, выслав в Мейсен специального агента для подкупа китайца, работавшего на фарфоровом производстве, но все попытки провалились, и несмотря на большие денежные траты, производить фарфор так и не могли.


К этому вопросу вернулись лишь в 1744 году, во время правления императрицы Елизаветы. Тогда наняли бывшего работника Мейсенской фабрики специалиста Кристофа Конрада Хунгера, который ранее участвовал в создании фабрик в Вене, Рёрстранде, Венеции и был в то время известен во всей Европе.


Хунгера объединили для работы вместе с Дмитрием Виноградовым, обученным горному делу и химии за границей. Испытания качества российских глин и пробы создания фарфоровой массы проводились в Петербурге. Дата начала этих работ – 1744 год, историками она берётся за точку отсчёта деятельности Петербургской мануфактуры и российской фарфоровой промышленности, хотя первые изделия относятся только к 1749-1750 годам. В течение четырёх лет своей работы в Петербурге Хунгер не довёл фабрику до открытия, а мастерская, которую он оставил, уезжая в 1748 году, была, по существу, лишь исследовательской лабораторией. Но Виноградов, талантливый химик, работая с Хунгером, сумел до такой степени овладеть тонкостями производства фарфора, что около 1750 года представил первые изделия фабрики. Самым старым из известных изделий является белая глазурованная чарка величиной с чайную чашку.


В первые годы выпускали лишь небольшое количество мелкой галантереи: табакерки, шкатулки, оправы для столовых приборов. Их делали исключительно для императрицы и её близкого окружения. Эти первые табакерки расписывали русские художники А. Чёрный и Л. Терский. Более крупные предметы стали выпускать только после того, как в 1756 году построили более мощную печь для обжига фарфора. Именно тогда и был создан персональный сервиз для завтрака императрицы Елизаветы, украшенный позолотой и цветочными мотивами в стиле рококо. Когда в 1758 году умер Виноградов, на фабрике уже были специалисты, хорошо знакомые со всеми секретами производства, и ей не грозило закрытие. После Виноградова управляющим фабрики стал саксонец Мюллер. В 1762 году короткое время фабрикой управлял известный ученый М. Ломоносов.


Успешным для развития фабрики был период царствования императрицы Екатерины II. Она выдавала ежегодное пособие для фабрики в размере пятнадцати тысяч рублей.  С 1762 по 1792 год директорами фабрики поочерёдно были Щепотьев, князь А. А. Вяземский и князь Н. Юсупов. В Петербург пригласили специалистов с других европейских фабрик: из Вены, из Мейсена, из Франции. На фабрике работало также много талантливых русских художников, обученных в Петербургской академии. Хотя Екатерина II была немкой, ей нравился русский фольклор.


Эта симпатия также повлияла на стиль петербургских изделий. Тогда было выпущено несколько серий фигурок, в одной из которых были отражены представители всех народов, населявших Россию. Другая, изготовленная в 1780-1800-х годах, была посвящена представителям разных профессий и купцам. Продукция фабрики предназначалась для царского двора и для подарков другим царствующим особам и фаворитам императрицы. Тогда были созданы роскошно украшенные сервизы, известные по фамилиям их владельцев – Орлова, Юсупова, Безбародко. Самый известный из них «арабесковый» предназначался для шестидесяти шести персон и состоял из девятисот триста семи предметов, включая помимо посуды разной формы и назначения богатый комплект декоративных фигурок, из которых центральной была статуэтка, представляющая императрицу. Портрет Екатерины был частым мотивом декора ваз, декоративных тарелок, медальонов и бюстов.


Во время правления преемников Екатерины – Павла I и Александра I -  в моду вошёл стиль ампир. В этом стиле в 1809-1817 годах на Петербургской фабрике по заказу графа Гурьева был сделан роскошный сервиз, считавшийся лучшим произведением художника С. Пименова. В этот период помимо сервизов фабрика выпускала вазы во французском стиле, украшенные портретами или пейзажными миниатюрами, которые создавали приглашенные из Севра художники Г. Адам, Швебах и позолотчик Д. Моро. До 1830 года на фабрике также делали чашки и блюдца с польскими мотивами и надписями на польском языке. После 1840 года уровень изделий несколько снизился.  В 1880-х года был создан так называемый «рафаэловский» сервиз с росписью в духе римских фресок Рафаэля. Другим интересным продуктом был сервиз с видами императорской резиденции в Гатчине. Фабрика сразу откликнулась на появление новой техники подглазурной росписи, появившейся около 1900 года в Копенгагене.


Изделия Императорской мануфактуры всегда маркировались монограммой императора, царствовавшего в то время.


После Октябрьской революции фабрике на короткий период пришлось приостановить свою деятельность.