8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Основные принципы и действия при определении подлинности фарфора

В отечественном искусствоведении главнейшие принципы и действия, способствующие определению подлинности фарфоровых изделий, были сформулированы еще в 1950-х годах крупным ученым в области искусствознания А. Б. Салтыковым. Основные принципы этой методики, применимые рядовым собирателем к реальной практике коллекционирования и исключающие какие-либо недоступные для него технические возможности и научные методы анализа, предполагают следующее: 1. Тщательное визуальное исследование внешних качеств предмета с помощью увеличительного стекла с целью определения основных признаков этого предмета; На этом этапе исследователю необходимо определить материал, из которого изготовлен предмет (фарфор, фаянс, глина, камень и т.п.). Также следует обратить внимание на характерные особенности фарфоровой массы, цвет и толщину глазури, на особенности росписи изделия. На этапе исследования декора нужно определить характер его нанесения (подглазурно или надглазурно), технику (ручная роспись или технический способ: деколь, печать). Так же следует обратить внимание на палитру красок, их прозрачность, характер росписи (матовая, глянцевая), качество и тщательность её исполнения – все эти признаки даже у одного завода-изготовителя в разные периоды его деятельности могут значительно отличаться. Важным моментом в вопросе определения подлинности предмета служит его донышко, вид которого часто является уникальным для того или иного производителя в для каждого периода деятельности. Благодаря исследованию донышка часто можно разобраться с вопросом подлинности предмета, места и времени его производства. И в первую очередь здесь нужно акцентировать внимание на наличии или отсутствии глазури, форме донышка, его толщине. Очень важно на первом этапе исследования обращать внимание на размер изделия. 2. Определение заводских марок, технических меток и меток художников и мастеров; У каждого завода-изготовителя было клеймо, которым он маркировал свои изделия. В зависимости от периода деятельности клейма могли отличаться, т.е. у одного производителя на протяжении всей его деятельности мог образоваться целый набор клейм. В наше время существует множество каталогов, содержащих образцы клейм по заводам, периодам их деятельности и др. Знание характерных особенностей клеймения, маркировок того или иного завода или фабрики, знание особенностей и технологии их нанесения в сопоставлении с предполагаемым временем производства, характеристиками фарфоровой массы, способом нанесения росписи, особенностями цветовой палитры и т.д. позволяет коллекционеру выделить из ряда фальсификаций подлинную оригинальную вещь. 3. Стилистический анализ изделия. Немаловажным моментом в вопросе атрибуции фарфора становится умение коллекционера ориентироваться в многообразии стилевых особенностей производства и декорирования изделий у разных изготовителей. Изучение стилистических особенностей, специфики подачи и росписи изделия также поможет собирателю избежать приобретения фальшивок. Немаловажным моментом при анализе каждого конкретного изделия является умение исследователя правильно определить состояние предмета, от которого зависят его художественная и материальная ценность.