8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Смешанные азиатские символы

Для священного искусства Азии, и в особенности для художественных традиций буддизма и индуизма, характерно некоторое количество смешанных символов. Буддизм, например, перенял многие атрибуты и иконографические черты индуистских богов и использовал их для выражения схожих понятий с поправкой на буддистское значение. К этому можно отнести наличие нескольких пар рук, характерное для существ божественной или высшей духовной природы, третий глаз или подобный ему знак в центре лба, священный слог «ом», запечатленный при помощи санскритской каллиграфии, и изящный цветок лотоса. Последний является одним из восьми благоприятных символов. В буддизме лотос обретает дополнительное значение как знак божественного происхождения, поскольку считается, что он самостоятельно возрождается из мутной воды. В индуизме этот цветок также считается символом божественного женского начала, т.е. космической утробы или творения. Что касается изображений третьего глаза, то в индуизме этот символ духовного видения обычно ассоциируется с Шивой. В изображениях некоторых буддистских божеств их руки украшены многочисленными глазами, но третий глаз обычно обращен внутрь и расположен над или между собственными глазами. Дополнительные пары рук, с которыми часто изображаются индуистские и буддистские божества, являются характерным символом их сверхъестественной природы. Средством указания на определенные свойства или силу бога могут быть предметы в руках или исполняемые мудры. Священный слог «ом» воспроизводит санскритские буквы, при помощи которых записывается этот звук («ом» или «аум»). В священной индийской традиции он вызывает божественный отклик. Люди верят, что «ом» заключает в себе космические силы Брахмы (творение), Вишну (сохранение) и Шивы (разрушение).