8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Феномен популярности советского фарфора

Удивительно складывалась история коллекционирования советского фарфора и рыночного спроса на него. Смена общественного уклада в 1917 году и последующая ломка идеологической парадигмы, лишения и испытания послереволюционного времени наряду с ожиданием чего-то нового и лучшего, казалось, «вскрыли» в творческой среде новые творческие силы, благодаря которым и состоялось такое явление, как русский авангард и агитационный фарфор. Агитационный и авангардный фарфор снискал международное признание практически с момента своего появления в 1918 году; и уже в 20-е годы советский фарфор стал не только средством агитации, но и превратился в прибыльную для государства статью дохода и стал одним из важных направлений экспорта советской промышленности. На Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1925 году, произведения Государственного фарфорового завода (ГФЗ) были удостоены золотой медали. По просьбе западноевропейских коллекционеров экспозиция парижской выставки была дважды повторена для продажи. Потом состоялись Промышленная выставка в Милане и Международная парижская ярмарка. Произведения раннего советского фарфора пользовались очень высоким спросом и уже тогда стоили больших денег. Основным же местом сбыта дорогих фарфоровых изделий стал благополучный заграничный рынок, а в России на тот момент мало кому было дело до прекрасного фарфора. Но и западному рынку вскоре стало не до прекрасного, в конце 20-х годов он испытал на себе тяжелые последствия Великой депрессии, подкосившей платёжеспособность коллекционеров. Кроме того, эффект социальной и художественной новизны, составлявший главную «изюминку» раннего советского фарфора, к тому времени в значительной степени сошёл на нет, что, естественно, сказалось и на спросе. С течением времени стилистика и идеология советского фарфора менялись. В середине 30-х годов художественный пафос агитационного и авангардного фарфора начал постепенно угасать. Фарфоровые заводы решением партии и правительства были переориентированы на массовый выпуск более простых, предназначенных для нового советского быта изделий. Интереса к массовому советскому фарфору заграничный покупатель не проявлял, хотя ранее выпущенный коллекционный советский фарфор всё-таки продолжал пользоваться стабильным спросом.