8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Живопись постсоветской России

Современная ситуация в отечественном искусстве является региональным вариантом общемирового явления – постмодернизма. Отечественный постмодернизм возник не только вследствие зарубежного влияния, он является также продуктом разложения и развития советского искусства. В этом процессе обозначились противоречивые тенденции – как ростки нового, так и отмирающие побеги. На современную живопись пагубное влияние оказывает реклама – самый действенный вид визуальной информации, задающий тон всем основным видам и жанрам искусства. Глаза миллионов обывателей ежедневно часами прикованы к экранам телевизоров и мониторов. Информированность сочетается с неспособностью к длительному сосредоточенному восприятию. В живописи они могут воспринимать только что-то похожее на экранные образы. Такое одноразовое восприятие выбирает яркость расцветки, упрощенность узнаваемой формы, простоту послания» только то, что легко считывается, то и признается искусством. Иные произведения имеют идеологическую подоплеку, выражают ту или иную политическую тенденцию, финансируются различными фондами, нередко создаются с провокативной целью вызвать скандал, реакцию власти и общества, а затем сетования по поводу подавления свободы творчества. С другой стороны, процветает специфическая антихудожественная тенденция, основанная на псевдопатриотичности и спекуляции на хрестоматийных сюжетах и национальных чувствах. Широко распространены «перепевы» советского искусства – современный соц-арт, для которого характерен парафраз штампов советской наглядной агитации в рамках упрощенно-однозначных решений. Интерпретация образов прошлого разворачивается в диапазоне от пародии, иронии, высмеивания до сентиментальной ностальгии. Рынок, провозглашенный ключевым понятием идеологии постсоветского десятилетия, повернул искусство в сторону его коммерциализации и «салонизации» – художник всё больше выполняет работу по заказу и вкусу случайного потребителя. Пышно расцветает салонный портрет. Создаются целые ведомственные галереи в традициях салонной живописи. Множатся парадные и полупарадные портреты, написанные по фотографиям и похожие на страницы массовых домашних альбомов или обложки журналов. Для украшения дорогих интерьеров создаются изделия особого рода, давно получившие в Европе название «каминной живописи». Это перепевы как реализма, так и авангарда, служащие престижным украшением помещения и демонстрацией «классического» или «продвинутого» вкуса его владельца; художник здесь превращается в дизайнера. Однако наряду с негативными проявлениями с живописи 1990-2000-х годов стоит отметить и возрастание позитивных течений, которые противостоят упадку. Хранителем духовных традиций выступает иконопись, возрождающаяся как в традиционном («греческое письмо»), так и в академическом вариантах («итальянское письмо»). Неподдельной одухотворенностью отмечено творчество российских пленэристов, базирующихся на Академической даче творческой базы живописцев Союза художников России, русский лирический пейзаж, реалистический бытовой жанр и портрет, - тихая созерцательная живопись, требующая мастерства, сосредоточенной углубленной работы и такого же длительного, возвышающего зрителя восприятия. Важную роль в сохранении высокого профессионального уровня играет академическая художественная школа. В качестве центра возрождения классической традиции можно выделить Петербург с его Академией художеств. Для искусства Петербурга последних десятилетий характерно формирование культурно-эстетического фундаментализма.