8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Декоративные техники оформления фарфора и керамики: глазурирование

Глазурь – это легкоплавкий материал, который при обжиге присоединяется к поверхности керамики и придаёт ей водонепроницаемость. При изготовлении фарфоровых изделий глазурь наносится на них после первого утильного обжига и приплавляется к поверхности в ходе второго обжига (при более высокой температуре для настоящего твердого фарфора, и более низкой – для мягкого). При этом состав глазури различается в зависимости от типа изделия, так глазури для оформления гончарных изделий более разнообразны, чем для фарфора. Первые глазури, основанные на смешении соединений натрия и меди, были изобретены еще египтянами. Обладая особой декоративностью, они, к сожалению, оказались очень хрупки. Этот недостаток был исправлен, когда египтяне заменили натрий на сульфиды свинца. Размельченный в порошок галенит наносился на изделие перед обжигом и прочно приплавлялся к поверхности, образуя блестящую и прочную глазурь. Китайские мастера использовали свинцовую глазурь уже около 500 г. до н.э., а английские мастера стали применять эту технику только в Средние века. Однако, до середины XIX века опасность отравления при работе со свинцом и от использования глазурованной им посуды была еще не известна. Изобретение в Китае высокотемпературных печей позволило использовать другие виды глазурей. Одним из таких стала так называемая зольная глазурь на основе древесной золы с добавлением поташа, соды, глинозема и диоксида кремния. Китайцам так же принадлежит авторство в разработке рецептов из красных глин с природными примесями. В XIV веке в Германии была разработана соляная глазурь. Суть применения этой техники состояла в том, что в процессе обжига в обычном горне при достижении определенной температуры туда забрасывалась соль. Испаряясь, она соединялась с диоксидом кремния в глине и образовывала на поверхности изделий тонкий слой глазури с эффектом «апельсиновой корки». Эта технология была перенята английскими гончарами, и в более позднюю эпоху стала излюбленным производственным методом многих мастеров. Оловянная глазурь была изобретена на Ближнем Востоке и распространилась в Персии, Испании, Италии (где получила название «майолика»), Франции и Германии (там её называли «фаянс»), Голландии и Англии (где стала известна ка «дельфтская керамика»). В ходе обжига оксид олова приобретал белый непрозрачный цвет, скрывая под собой настоящий цвет обожжённой глины. И хотя оловянная глазурь крошилась на краях и не просвечивала, как настоящий фарфор, покрытая ей посуда напоминала дорогой китайский фарфор и высоко ценилась. Такую посуду часто украшали росписью, которая, конечно, не могла сравниться с мелкодеталированной и искусной росписью по фарфору, но была по-своему выразительна и лаконична. В настоящее время глазурь на фабриках наносится аэрографом, для нанесения фонового цвета используют пульверизатор. В маленьких мастерских глазурование все еще делают вручную. В ходе этого процесса мастер опускает заготовку в чан с глазурью, добивается равномерного покрытия путем поворачивания предмета так, чтобы не коснуться его пальцами и не оставить следов.