8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Декоративные техники оформления фарфора и керамики: ангобирование

Термином «ангобирование» определяется техника оформления керамических изделий, когда до обжига их поверхность покрывается жидкой глиной. Делается это для улучшения внешнего вида и физических свойств керамики. Ангобом может быть покрыто как все изделие целиком, так и его часть, нередко в него добавляются красящие пигменты для получения особых декоративных качеств. Бывает, что разноцветные слои ангоба наносят друг на друга. Особого расцвета искусство украшения керамики с помощью ангоба достигло в XVII-XVIII веках в Англии. Лучшие предметы, украшенные ангобом в технике свободного полива, изготавливались в деревне Ротэм в Кенте и в графстве Стаффордшир, где даже сложилась гончарная династия Тофт. Для нанесения на поверхность керамики какого-либо узора и рисунка ангобом мастера использовали специальные рожки или подобные им изделия, особо сложные композиции выполнялись при помощи полых гусиных перьев. Чтобы получить различные декоративные эффекты ангоб наносили в несколько слоев, часто разноцветных, затем на поверхности острым предметом процарапывали узор так, что открывались нижележащие слои. Частный случай этой техники, называющийся сграффито, предполагал полное покрытие изделия ангобом, сушку и узорчатую гравировку, позволявшую увидеть первоначальный цвет черепка. Производство изделий, украшенных ангобом, продолжалось по обе стороны Атлантики вплоть до конца XIX века. Как правило, этот способ декорирования использовался для росписи простой керамика, но все изменилось, когда его стали применять для оформления фарфора. Этот процесс получил французское название «pate-sur-pate» (или «тесто на тесто»). Эту технику в XVIII столетии впервые разработали китайские мастера. В середине следующего века её стали применять в Севре, а потом и в Мейсене.