8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Декоративные техники оформления фарфора и керамики: цветной фон

При декорировании фарфоровых и керамических изделий цветным фоном называют участки или линии одного и того же цвета, которые либо обрамляют основной узор, либо образуют его. Те участки, на которые фоновый цвет не нанесен, а окружает их, называют резервными. На фарфоре фоновый узор рисуется оксидом кобальта на бисквитной заготовке подглазурно или наносится какой-либо другой краской на основе оксида металла надглазурно. Эта технология была разработана китайскими мастерами в эпоху правления династии Мин. В Европе фоновую роспись стали использовать в 1720-х годах в Мейсене, позднее её переняли и другие фабрики. Наилучшие фоновые цвета можно видеть на предметах, изготовленных в середине XVIII столетия в Венсенне и Севре, где красители наносили не кистью, а наплавляли на поверхность мягкого фарфора, что позволяло получать однородные, глубокие и насыщенные цвета. На протяжении 50-х годов XVIII века разрабатывались рецептуры и технологии получения различных цветов. Все эти вновь полученные цвета стали активно копироваться конкурирующими фабриками. Однако, подражателям не удавалось достигнуть севрского уровня в этом направлении. Помимо сюжетной росписи, изображавшей чаще всего цветы и птиц, в центре изделия и на резервных участках, окруженных фоновым цветом, могли быть нанесены сложные узоры позолотой, имевшие каждый свое название («глаз куропатки», «вермишель», «caioutte» и др.). В XIX веке стал повсеместно применяться другой метод нанесения фонового цвета – в нем участки, которые не надо было окрашивать, покрывали защитным слоем, после этого мастер покрывал оставшиеся участки быстросохнущей олифой, которая затем полировалась плотной подушечкой для того, чтобы нивелировать следы кисти, и покрывалась специальным красителем. После того, как прокрашенные участки высыхали, защитный слой смывался водой. Но эта технология была очень трудоёмка.