8 (800) 100-46-13

Горячая линия:

Inter-Antikvar

Декорирование фарфора и керамики золочением

Оформлять керамику золочением люди пытались в течение многих веков. Одной из первых была техника накатывания золотой фольги на поверхность изделия холодным способом. Но украшенные подобным образом предметы очень быстро теряли свою декоративную привлекательность в виду того, что золото просто отслаивалось. Такая ситуация подтолкнула мастеров к поиску других способов декорирования фарфора золочением. Первая успешная попытка была предпринята в Германии, в Мейсене, где использовали осажденный золотой порошок и флюс на основе силиката свинца, чтобы понизить температуру при обжиге. На фабриках Англии и Франции применяли метод золочения фольгой с обжигом, получивший название «медового золочения». Примерно в 1780 году в Севре был разработан ртутный способ золочения, который потом переняли и другие фабрики. Полученная таким способом позолота образовывала на поверхности изделия тонкий яркий слой, выглядевший после обжига и шлифовки намного лучше «медовой позолоты». Процесс декорирования фарфора позолотой был сложным и трудоемким, учились этому ремеслу очень долго. Простые круговые линии наносили с помощью специального колеса, закрепленного на шпинделе, на котором закрепляли изделие под позолоту; при этом одной рукой вращали шпиндель, а в другой держали кисть с золотом. Если же требовалось нанести не круговую линию, а линию другой формы, то её приходилось рисовать отдельными последовательными мазками. Самым сложным видом золочения было рельефное золочение, когда густая краска накладывалась на определенный участок в необходимое количество слоев так, чтобы сформировать выпуклый рельеф, который и украшался позолотой. Такая работа занимала не то что много дней, даже много недель. Завершающим этапом процесса золочения была полировка слоя позолоты, которая сразу после обжига имела блёклый, невзрачный вид. На больших участках простейшая полировка выполнялась просеянным, завернутым в мягкую ткань серебряным порошком мельчайшего помола. Края тарелок, блюдец и т.п. полировались кусочком тщательно отполированного гематита, который в виде кабошона вставлялся в специальную рукоять. Для обработки внутренних углов и заглублений использовали заостренный агат.